Дополнительное
образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и
обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах
человека и государства.
Оно
является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ее
образовании, ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование
детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
Ценность
дополнительного образования детей заключается и в том, что оно усиливает
вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом эквиваленте.
Оно
создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь
если ребенок полноценно живет, реализуя себя, то у него будет гораздо больше
возможности достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный
выбор.
Основное
содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированная
деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из
взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д.;
создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего
мира. Поэтому дополнительное образование детей – исключительно творческое дело,
потому что оно побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Оно
управляет индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников
личностно значимы. Через этот процесс они открывают мир и находят свое место в
нем.
Вместе с тем, для
развития творческих способностей важна не сама по себе среда, а то, как она
воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании творческих
способностей предметная среда должна рассматриваться не только со стороны
многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность
воображать, придумывать, творить.
Но в современном мире,
ребёнку довольно-таки трудно проявить свои творческие способности. Ускоряющийся
процесс обучения, огромные физические и умственные затраты не оставляют времени
для творчества. Поэтому в последнее время приобретает всё большее значение
развитие творческих способностей в летний период при школьных и других
оздоровительных лагерях. Наш коллектив, как раз и ставит перед собой цель
эффективного выявления творческих способностей детей, посещающих наш оздоровительный
лагерь. В настоящее время мы пытаемся притворить в жизнь проект всестороннего
развития личности ребёнка и развитие его творческих способностей
Таким
образом, тема, выбранная нами в рамках проекта актуальна как в теоретическом,
так и в практическом плане.
Объект исследования: дети
школьного возраста
Предмет исследования:
работа педагога дополнительного образования по развитию творческих способностей
школьников. Цель проекта. Основной целью нашего
проекта является раскрытие творческого потенциала детей, создание условий, для
эффективной реализации их творческих способностей. Задачи: - раскрытие
интеллектуальных возможностей детей - раскрытие творческих
способностей - оздоровление и
физическое развитие детей - воспитание
коллективизма, дружбы и взаимопонимания между детьми Гипотеза: раскрытие
творческих способностей детей возможно только лишь при создании определённых
условий для творчества, непринуждённого раскрытия творческого потенциала внутри
системы стимулирования и оценки деятельности. Основные положения проекта. Сущность нашего проекта
заключается в том, что в оздоровительном лагере происходит не просто выявление
творческого потенциала ребёнка, а создаётся всеобъемлющая система поощрения и
стимулирования, побуждающая детей к активной творческой деятельности и
раскрытию творческих способностей. Основу этой системы составляют «Игрецы» и
«Звездочки». За активное участие в мероприятиях и творческих конкурсах, каждый
ребёнок получает «Игрецы» (бонусы). Это рождает чувство соперничества,
способствует проявлению творчества и раскрытию талантов. Каждый день на
итоговой линейке объявляются результаты и вручаются «Игрецы». В конце смены
«Игрецы» подсчитываются, и дети поощряются подарками и сувенирами в зависимости
от количества заработанных бонусов. Аналогичным образом действует система
«Звездочек», которыми поощряются отряды за активное участие в мероприятиях. В
конце смены число «Звездочек» подсчитывается, и выигравший отряд награждается
переходящим кубком. Кроме того, существует и определённая система наказания за
допущенные нарушения, дети, допустившие нарушения лишаются определённой части
полученных бонусов. Тем самым сливаются в единое целое индивидуальные и
коллективные стремления детей к творчеству, воспитывается коллективная
ответственность детей, их стремления к правомерному поведению. |